Хамсин's блог

  • записи
    34
  • комментария
    3
  • просмотр
    10131

На что у Израиля есть право?


Хамсин

607 просмотров

b_05_08_2013_12_08_02_70754470.jpg

Фото: Getty Images

На что у Израиля есть право?

22.06.2014 14:55

Перспектива

Нежелание и неспособность Махмуда Аббаса обеспечить Израилю приемлемые с точки зрения безопасности и дальнейших перспектив соглашения в очередной раз подчеркнули несостоятельность плана по созданию независимого национального арабского государства в Восточной Палестине, по крайней мере, в обозримом будущем.

Эти идеи кажутся еще менее актуальными на фоне стремительно распространяющегося по Ближнему Востоку тренда исламского радикализма, отказа от принесенных в течение последнего столетия с Запада идей национализма и демократических ценностей в пользу фундаменталистских тенденций суннитского или шиитского толка.

Помимо необходимости выстраивания соответствующей прагматичной политики государства, требуется понимать, насколько Израиль уязвим в этих вопросах с точки зрения международного законодательства и демографических тенденций.

Мнение специалистов

На вопросы 9 Канала по поводу международного права любезно согласился ответить израильский дипломат и юрист Алан Бейкер, а о демографических соотношениях рассказал Яков Файтельсон, автор исследования "Демографические тенденции в Эрец-Исраэль, 1800-2007".

Алан Бейкер, специалист в области международного права, занимал должность юридического консультанта и заместителя генерального директора МИДа, в 2004-2008 был послом Израиля в Канаде, а в 2012 участвовал в работе правительственной комиссии под руководством судьи Эдмонда Леви по определению правового статуса еврейского строительства в Иудее и Самарии. Сегодня Алан Бейкер является главой отдела международного права в Юридическом Форуме за Эрец Исраэль.

Следует начать с того, что в соответствии с международным законодательством, Израиль имеет полное право строить поселения в Иудее и Самарии.

Разговоры о том, что еврейские поселения незаконны, являются откровенной ложью. Сказать это могут лишь те, кто либо не разбирается в международном законодательстве, либо умышленно вводит в заблуждение.

Стоит помнить, что соглашения от 1949 года, которыми закончилась Война за Независимость, определили демаркационную линию перемирия, часто называемую арабской пропагандой "границами 1967 года", как линию, не имеющую никакого политического или юридического значения и не наносящую ущерба будущим переговорам о границах.

До Шестидневной войны Иудея и Самария не были суверенной территорией какого бы то ни было государства. Иорданское королевство, захватив эти области в 1948, объявило об их аннексии, которая, однако, не была признана ни кем, кроме самой Иордании и Пакистана.

Поэтому 49-я статья 4-го параграфа Женевской конвенции, говорящая о насильственном перемещении населения на оккупированных территориях, на которую обычно ссылаются как на аргумент о незаконности поселений, и которая был принята сразу после войны как реакция на военные преступления нацистов, не может быть применена в отношении Иудеи и Самарии.

Следует также отметить, что в 1968 году Израиль заявил, что не считает территорию Иудеи и Самарии захваченной. В то же время еврейское государство приняло на себя обязательство соблюдать гуманитарные аспекты Женевской конвенции в отношении местного населения.

На основании этого обязательства Верховный суд Израиля при разборе нескольких конкретных дел постановил, что исключительно в контексте рассматриваемого вопроса суд считает Женевскую конвенцию распространяющейся на Иудею и Самарию. Одновременно Верховный суд подчеркнул, что не намерен входить в обсуждение о применимости Женевской конвенции за пределами рассматриваемой ситуации.

Согласно международному праву, Израиль, как управляющая этими областями сторона, может создавать там поселки, деревни и города, на земле, которая не находится в частном владении.

Подавляющее большинство - около 95% - поселений построены именно так, и потому их законность с точки зрения международного права не подвергается сомнению. Есть лишь небольшое количество еврейских поселков, расположенных на землях, в отношении которых необходимо выяснить, являются ли они частной собственностью.

Комиссия под руководством судьи Эдмунда Леви и была создана для того, чтобы разработать критерии, определяющие соблюдение международного права при строительстве поселений.

В отчете комиссии были даны 15 рекомендаций, позволяющие соответствующим образом урегулировать ситуацию в Иудее и Самарии. Среди них - создание суда по земельным вопросам, возвращение государственного контроля над парками и заповедниками, возобновление работы комиссии по планированию и застройке, а также комиссия, которая разбирается в правах на владение землей, и другие технические вопросы.

Отчет комиссии Леви соответствует всем международным обязательствам, взятым на себя Израилем. В нем подробно перечисляются все связанные с вопросом законодательные акты и документы: декларация Бальфура, законы британского мандата, резолюция Генеральной ассамблеи ООН 181, Женевская конвенция и подписанные Израилем договоры.

Отчет также включает многочисленные цитаты из постановлений Верховного суда Израиля. Согласно отчету, будущее Иудеи и Самарии решится в процессе договора между Израилем и палестинскими арабами. Именно поэтому, в частности, неверно называть Иудею и Самарию "палестинскими территориями", поскольку статус этих территорий должен быть определен в ходе мирных переговоров.

Создание комиссии Леви, не зависящей от государственной прокуратуры, вызвало недовольство юридического советника правительства, обиженного на то, что она не подчиняется ему. Поэтому он заявил, что не поддерживает ее итоговые рекомендации. Другие противники отчета комиссии Леви также выдвинули исключительно политические возражения, не сумев представить никаких юридически обоснованных аргументов своей критики.

Поскольку израильский контроль над Иудеей и Самарией не противоречит международному законодательству, он не может привести и к санкциям. Об этом не раз заявляли представители европейских стран.

Подобные угрозы являются исключительно политической пропагандой арабов и соответствующих израильских партий. Любые антиизраильские шаги европейцев являются политическими и не связаны с международным правом.

В той же степени Махмуд Аббас не может обратиться в Международный уголовный суд, поскольку не представляет никакого государства. Его заявления - это часть психологического давления на израильское общество. Аббас убежден, что может достичь всего без договоренностей с Израилем, но это не так. Арабское государство может быть создано лишь как результат процесса переговоров.

Об этом говорят, в том числе, и соглашения Осло. ООН может лишь принять возникшее государство в свои ряды, но не провозгласить его. Поэтому два года назад, когда Аббас попытался вступить в ООН, ему объяснили, что это невозможно. Все титулы, полученные Аббасом в ООН, носят только политический характер, не имеют никакого отношения к международному законодательству и не обеспечивают Аббаса государством.

В то же время, аннексия Израилем Иудеи и Самарии стала бы односторонним шагом, нарушающим взятые на себя прежние обязательства. Другое дело, что Аббас уже нарушил соглашение Осло, подписав международные конвенции и создав правительство с ХАМАСом.

Это является базовым нарушением договора и, согласно международному законодательству, также освобождает Израиль от обязанности соблюдать соглашение Осло.

Таким образом, теперь Израиль вправе пойти на односторонние шаги, распространив свое законодательство на определенные области, исходя из соображений обороны и демографии и дожидаясь того времени, когда у палестинских арабов возникнет ответственное и надежное руководство, способное заключить с Израилем адекватный окончательный договор.

Яков Файтельсон в 1981-1985 был первым мэром города Ариэль, занимал ряд значимых общественных и государственных должностей, в том числе возглавлял промышленную зону Баркан, входил в Совет директоров "Электрической компании", с 2000 является директором департамента "Джойнта" по строительству и недвижимости в СНГ. С 2005 участвует в исследованиях демографических тенденций в Израиле.

Противники еврейского присутствия в Иудее и Самарии часто используют в качестве аргументации для своих заявлений манипуляции с цифрами.

Согласно их утверждениям, в Иудее и Самарии на два с половиной миллиона арабов приходится около трехсот тысяч евреев. То есть евреи составляют всего около 12% от населения областей.

На самом деле, реальное соотношение гораздо ближе к 31%.

Примерно в такой же пропорции находятся еврейское и арабское население административного района Акко, где проживают около 206 тысяч евреев, составляющих лишь 35%. В целом, еврейское население Северного округа Израиля насчитывает 611 тысяч человек - менее 47% от всего населения округа.

Оценка арабского населения Иудеи и Самарии в два с половиной миллиона человек делается на основе данных Палестинской администрации, вызывающих серьезные сомнения.

Она не только включает 300 тысяч арабских жителей Восточного Иерусалима, но и более 500 тысяч арабских эмигрантов, покинувших эту территорию начиная с 1967 года (181.248 человек за период 1968-1997, 204.073 - 1998-2007 и около 150 тысяч до 2013 года).

Палестинская статистическая оценка численности населения строится на экстраполяции фальсифицированных таким образом данных переписи 1997 года, которые почти на 1 миллион превышают данные израильского статистического бюро (ЦСБ) за 1993 год.

При этом оценка роста населения в автономии игнорирует миграционный баланс, как будто он равен нулю. Однако и сами палестинцы, и статистическое бюро США вынуждены указывать на непрерывное падение суммарного коэффициента рождаемости (СКР), который в Иудее и Самарии, по их же данным, составляет сегодня 2,83 ребенка на женщину.

Для сравнения, СКР у евреек в Израиле равен 3,04 ребенка на женщину. Резкое падение арабской рождаемости в большой степени вызвано массовой эмиграцией молодежи из Палестинской автономии.

В то же время, еврейское население в Иудее и Самарии растет самыми быстрыми темпами в Израиле. Так за последний период времени, с 2006 по 2012 годы, оно росло в среднем на 5% ежегодно.

Таким образом, на середину 2014 года, в Иудее и Самарии без Иерусалима проживало около 360 тысяч евреев. В восточных районах столицы, также считающихся "поселениями", еще 200 тысяч еврейских жителей. Даже если примем палестинские данные, вычитая из них лишь численность эмигрантов, то получим, что евреи составляют по крайней мере около 22% от всего населения Иудеи и Самарии.

Если же мы сделаем еще один вполне логичный шаг и не будем искусственно отделять Западный Иерусалим от его восточной части, то получим, что численность евреев достигает около 880 тысяч человек, что составляет 31% от всего населения Иудеи и Самарии.

Выводы

Таким образом, заявления о незаконности еврейских поселений, как и вообще о незаконности израильского присутствия в Иудее и Самарии являются ложными. В корне неверны также и оценки несоизмеримого соотношения арабов и евреев в этих областях. С таким же успехом можно было бы говорить о неприемлемости сохранения израильского суверенитета над Акко или в целом над севером страны.

Подписание Аббасом международных конвенций и создание правительства с ХАМАСом, ставшее базовым нарушением соглашений Осло, позволяет Израилю пойти на односторонние шаги и распространить свое законодательство, по крайней мере, на ту части Иудеи и Самарии, где евреи составляют подавляющее большинство (район Гуш-Эциона, окрестности городов Ариэль и Маале-Адумим). Подобные шаги не станут нарушением международного законодательства и являются лишь функцией воли правительства Израиля.

Неизбежное возвращение к идее одного еврейского демократического государства Израиль от Средиземного моря до реки Иордан, включающего значительное арабское меньшинство, в том числе арабов Иудеи и Самарии, вызывает вопрос о способности Израиля сделать своими гражданами людей, воспитанных в ненависти и неприятии евреев.

В то же время, опыт сосуществования с израильскими арабами, являющимися представителями абсолютно той же этническо-культурной общности, что и арабы Иудеи и Самарии, показывает возможность такого сценария. Безусловно, подобное развитие событий сопряжено с немалыми сложностями и требует длительного времени, постепенного перехода от существующей сегодня автономии к единому государству.

Будущее объединение очевидно подразумевает жесткое искоренение террористических и радикальных движений, сопровождающееся широкой муниципальной автономией и щедрой поддержкой тенденций проявления лояльности государству.

К слову, в той же мере это актуально как в отношении арабских жителей Иудеи и Самарии, так и сегодняшних арабских граждан страны.

В то же время, невозможность в сегодняшней ситуации полностью переселить все арабское население за пределы Израиля, а также неизбежное превращение любой территории, неконтролируемой Армией обороны Израиля, в плацдарм агрессивного исламского террора, оставляет создание общего государства единственной реальной перспективой, совместимой с выживанием Израиля.

Автор: Александр Непомнящий

Источник: 9tv.co.

0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.